Печатается по книге: Демокрит. В его фрагментах и свидетельствах древности. Под ред.и с комм. Г.К. Баммеля. - М.: ОГИЗ. Государственное социально-экономическое издательство, 1935. - стр. 15-33. Примечания Г.К. Баммеля. О ЖИЗНИ 1. Как сообщает Аполлодор в «Хрониках», он, должно быть, родился в 80-ю олимпиаду <460—457 до н. э.> или, как сообщает Трасил в сочинении, [5] носящем заглавие «Предисловие к книгам Демо- крита», в третий год 77-й олимпиады <470—469 до н. э.>, будучи на год старше Сократа. Левкипп — элеат, по [словам же] некоторых — аб- дерит, [по мнению] же других—из Мелоса [из Ми- [10] лета?]. Он был учеником Зенона. 2. Демокрит, сын Гегесистрата, — согласно неко- торым, сын Афинокрита или Дамасиппа, — родивший- ся, так же как и философ Сократ, в 77-ю олимпи- аду <472—469 до н. э.>; другие относят его рожде- [15] ние к 80-й олимпиаде <460—457 до н. э.>,— философ родом из Абдер во Фракии, ученик, по одним сви- детельствам-—Анаксагора и Левкиппа, а по другим - также магов и персидских Халдеев, ибо, он совершил 16 путешествие и к персам, и к индусам, и к египтянам и у каждого из отих [народов] обучился мудрости; затем возвратился и жил вместе со своими братьями Геродотом и Дамастом. Он правил в Абдерах, почита- [5] емый за свою мудрость. 3наменитым учевиком его был Метродор Хиосский, учениками же последнего были Анаксарх и врач Гиппократ. Демокрит был прозван «Мудростью», а также «Смеющимся», так как смеялся над пустыми занятиями людей. Подлинных его книг [10] две: «Великий диакосмос» и «О строе природы». Им написаны и письма. 3. Демокрит—сын Дамасиппа из Абдер. 4. Год рождения Демокрита: а) В 70-ю олимпи- аду <500—497 до н.э.>, говорят, родились фило- [15] софы-физики <занимавшиеся исследованием приро- ды> Демокрит и Анаксагор и одновременно c ними Гераклит, по прозванию Темный. б) Годы расцвета Демокрита: В-86-ю олимпи- аду <436—433 до и. э.> жили, говорят, абдери- [20] тянин Демокрит, Эмпедокл, Гиппократ и т.д. <ар- 17 мянский перевод:> от Авраама 1581 <олимпиада 86,2, т. е. 435 до н. э.>; в) Смерть Демокрита: олимпиада 94 <404—401> <Иероним:>: от Авраама 1616 <олимпиада 94,4, т. е. 401> <Армянский перевод:> от Авраама 1613 [5] <олимпиада 94,2, т. е. 403>. 5. Умирает Демокрит, прожив 100 лет олимпи- ада 105,2, т. е. 359 до н. э.>. 6. Около того же времени <олимпиада 94,1, т. е. в 404 г.> скончался и философ Демокрит, прожив [10] 90 лет. 7. Абдеритянин Демокрит; 104 лет от роду, скон- чался вследствие воздержания от пищи. 8. Передают, что также абдеритянин Демокрит и ритор Исократ достигли почти того же возраста, [15] как леонтйнец Горгий, который, как известно, из всех древних дожил до наиболее глубокой ста- рости, имея свыше 108 лет. 9. Демокрит, сын Гегесистрата, по другим же сын Афинокрита, иные же говорят, что он был сы- [20] ном Дамаcиппа. Он был родом из Абдер или, как утверждают некоторые, из Милета. Он был учеником каких-то халдейских магов, которых царь Ксеркс оставил его отцу в качестве учителей, когда восполь- зовался его гостеприимством, как об этом сообщает [25] и Геродот. Будучи еще мальчиком, он научился у них теологии и астрологии. Позже он перешел к Лев- киппу, а, как сообщают некоторые, и к Анаксагору, будучи моложе последнего на 40 лет. (35) Дмитрий же в «Омонимах» и Антинсфен в «Сменах» говорят,- [30] что Демокрит совершил путешествие в Египет к жре- 18 цам, чтобы изучить геометрию, и к халдеям в Персию, а также, что бывал в Красном море. Некоторые же ут- верждают, что он поддерживал знакомство с гимносо- фистами в Индии и совершил путешествие в Эфиопию. [5] Будучи третьим братом, он разделил отцовское иму- щество. И многие передают, что он выбрал себе мень- шую часть, заключавшуюся в деньгах, в которых остро нуждался для своих путешествий за рубежом. (36) Дмитрий же сообщает, что его часть пре- [10]вышала 100 талантов, которые он все издержал. Он же передает, что Демокрит был до такой степени тру- долюбив, что, в то время как он собрался окружить ог- раждением какой-то домик в саду, он был там заперт. И когда его отец привел быка для жертвоприноше- [15] ния и там же привязал его, Демокрит не замечал этого в течение продолжительного времени, пока отец не позвал его по случаю жертвоприношения и не рассказал о быке. «Кажется,—продолжает Димит- рий,— Демокрит был в Афинах и не хотел быть [20] узнанным вследствие презрения к cлаве. И сам он знал Сократа. Сократ же его не знал. Ведь я,—гово- рит он <Демокрит>,—пришел в Афины, но там меня никто не знал». 10. Он провел много лет в Афинах, употребляя [25] все время на развитие и углубление своих знаний; он жил в этом городе в неизвестности, как сам сви- детельствует в какой-то книге. 11. Итак, должно понимать, что ни слава народ- ная сама по себе не должна составлять предмет [на- [30]ших] стремлений, ни неизвестности не должно бо- яться. «Я пришел в Афины, и никто меня там не знал», говорит Демокрит, муж положительный и серьезный, 19 который хвалится тем, что он не имел извест- ности. 12. Дмитрий же Фалерийский в «Апологии Со- крата» говорит, что он ни разу не посещал Афин, и это тем более правдоподобно, что он относился с прене-[5] брежением к столь великому городу, полагая, что не место создает человека, а человек создает славу месту. 13. Демокрит же, другой [наряду с Анакса- гором] богатый человек, владетель-громадного сос- тояния, по происхождению из знатного рода,, буду- [10] чи [всецело] предан желанию [снискать] важнейшую [для человека] мудрость, истратил слепое и гнусное богатство, которое обычно бывает уделом дурных и презренных людей, приобрел же то богатство, ко- торое не слепо и не уничтожимо и достойно одних [15] только хороших людей. Вследствие этого он получил репутацию человека, низвергающего все закона оте- чества; его стали считать как бы злым гением, -так что ему даже угрожала опасность не быть погре- бенным в силу закона абдеритян, по которому вся- [20] кий, кто не соблюдает отечественных законов, должен остаться без погребения. Этой участи подвергся бы Демокрит, если бы он не был помилован вследствие доброго расположения, которое к нему питал Гиппо- крат Косский,—[дело в том, что] они соперничали [25] между собой в мудрости. Кроме того одно из знаме- нитых сочинений, озаглавленных «Великий диакос- мос», было оценено в 100, а по словам некоторых, даже свыше 300 аттических талантов. 20 14. Говорит же Афинодор в книге VIII «Перипа- тетических размышлений», что, когда пришел к нему Гиппократ, Демокрит приказал принести молока. И, посмотрев на молоко, сказал, что это молоко чер- [5] ной козы, родившей первый раз. По этому случаю Гиппократ выразил удивление его проницательно- сти. Девушку, сопровождавшую Гиппократа, в пер- вый день он приветствует: «Здравствуй, девушка!», а на следующий день так: «Здравствуй, жена!», И [10] действительно той ночью дева лишилась невинности. 15. Эллины прославляют Анаксагора и Демокрита за то, что, охваченные страстью к философии, они позволили превратить свои поля в пастбища для овец. [15]16. Мы удивляемся, когда стадо съедает возделан- ные поля Демокрита, между тем как дух без тела быстро рассеивается. 17. [Пифагор, Эвдокс и Платон суть ученики варваров]. А именно Демокрит написал этические [20] «Вавилонские учения». Действительно, говорят, что он дал в своих сочинениях перевод надписи, сделан- ной Ахикаром на стеле. Можно кроме того, указать на собственные свидетельства автора, написавшего: «Следующее говорит Демокрит». Наконец он прямо [25]пишет о себе самом, превозносясь своим многозна- нием, а именно он в одном месте говорит: «Из всех моих современников я обошел наибольшую часть земли; я делал исследования более глубокие, чем 21 кто-либо другой, я видел очень много [разнообраз- ных] климатов и стран и слышал весьма многих уче- ных мужей и никто еще меня не превзошел в сложе- нии линий, сопровождаемом [логическим] доказа- тельством, даже так называемые арпедонапты. С [5] ними я пробыл на чужбине 5 лет, посетив их позже всех остальных ученых». Дело в том, что он ездил в Вавилон, Персию и Египет и учился у магов и жре- цов. 18. Существует взгляд, что абдеритянин Демок- [10] рит и в остальных отношениях был мудрым; он по- желал остаться незамеченным и на деле решительно осуществлял это. Вследствие этого он и объездил почти всю землю. Итак, он ездил к халдеям, и в Ва- вилон, и к магам, и к индийским софистам. Оставшееся [15] от отца Дамасиппа имущество было разделено на 3 части для 3 братьев. Он себе взял только деньги для расходов в пути, остальное уступил братьям. Поэтому Теофраст (в сочинении «О счастьи») хвалил его за то, что, собирая самое лучшее богатство, он [20] превосходит Менелая и Одиссея <см."Одиссея", песнь III, 301 и песнь IV, 80, 90>. Дело в том, что последние в своих путешествиях ничем не отлича- лись от финикийских купцов. А именно они накоп- ляли денег, и лишь это было причиной их сухопутных [25] и морских путешествий. 19. Демокрит—приятель Левкиппа. Абдеритя- нин Демокрит, сын Дамасиппа, был знаком со мно- гими индийскими гимнософистами, египетскими жре- цами и астрологами и вавилонскими магами, [30] 20. Что сказать о Пифагоре? Что сказать о Пла- 22 тоне или Демокрите? Из жажды к знанию они, как видим, объездили самые отдаленные земли. 21. Антисфен сообщает, что, вернувшись из путе- шествия, он жил весьма скромно, так как истратил [5] все свое состояние. Вследствие его бедности его под- держивал брат Дамаст. Но лишь только он просла- вился каким-то предсказанием будущего, он на- всегда заслужил у очень многих славу боговдохновен- ного. А так как существовал закон, запрещающий [10] всякого, кто растратил отцовское состояние, удо- стоивать погребения на родине, то, как сообщает Антисфен, чтобы избежать ответственности и обезо- пасить себя от завистников и доносчиков, Демокрит прочитал согражданам «Великий диакосмос», ко- [15] торый является самым выдающимся из его произве- дений. И он был награжден 500 талантами и не од- ними только ими, но и сверх того бронзовыми ста- туями. Прожил он свыше 100 лет. Он был погребен за счет государства. (40) Димитрий же говорит, что [20] родственники Демокрита прочитали «Великий диа- космос», награда за него была назначена лишь в 100 талантов. То же. самое говорит и Гиппобот. 22. Абдеритяне, предавшие общественному суду Демокрита за то, что он истратил унаследованное [25] от отца имущество, оправдали его после того, как он прочитал им свои сочинения: «Великий диакосмос» и «О том, что после смерти» и сказал, что состояние истратил на них. 23(1). Но прежде всего, что такое самый смех, ка- [30] ким образом он возбуждается... увидел бы Демокрит. 23 23(2). Демокрит, если бы был на земле, смеял- ся бы. 23(3). У мудрецов же вместо гнева появлялись: сле- зы — у Гераклита, смех — у Демокрита. 23(4). Демокрит же имел обыкновение непрестанным [5] смехом приводить в движение свои легкие,—уже его мудрость доказывает, что великие люди, которые дают великие примеры, могут рождаться на родине глупцов и в затхлом воздухе... Ибо Демокрит был родом из города Абдер, где обычно рождаются [10] глупцы. 23(5). Он все смеялся, считая достойными смеха все человеческие дела. 24. И наконец Демокрит, когда он уже в старости [15] Стал замечать, что слабеют в нем память и сила рассудка, Сам добровольно понес свою голову смерти навстречу. 25. Демокрит по своей вине причинял боль телу, чтобы сохранялась здоровой лучшая часть его. 26. В подобном мы последуем мудрецу Демокриту [20] вследствие любви к ученым беседам, А именно он, как кажется, грыз зерно тыквы и, когда появился похожий на мед сок, спросил служанку, где она купила [зерна]. Когда же та назвала какой-то сад, он, встав, приказал вести себя и показать место. [25] Когда же служанка стала удивляться и спрашивать, 24 чего он хочет, он сказал: "Мне нужно узнать причину сладости, и я ее открою, осмотрев место». «В таком случае лежи»,—сказала женщина улыбаясь,—«ибо я по ошибке положила зерно в покрытый медом со- [5] суд". Он же, словно в досаде, сказал: «Ты надоела мне и, не обращая внимания на твои слова, я при- ступлю к исследованию и стану отыскивать причину, как если бы сладость была свойственна [самому] зерну и врождена ему». [10] 27. Демокрит ослепил самого себя, так как не мог видеть женщин без страстного вожделения и стра- дал, если не добивался обладания ими. Самой попыт- кой исправиться он свидетельствует о своей невоз- держности. [15] 28. Какой же мудрец, думаешь ты, уклонится от борьбы ради такого города, если вспомнить, что Демокрит когда-то освободил от моровой язвы аб- деритян. 29. Скончался же Демокрит, согласно сооб- [20] щению Гермиппа, при следующих обстоятельствах. Он был уже престарелым, когда наступал конец. Поэтому сестра его печалилась, как бы он не умер во время праздника Тесмофорий, так как в этом слу- чае она не могла бы воздать всего, что положено [25] богине. Демокрит сказал, чтобы она не приходила в уныние, и приказал подносить ему каждый день свежевыпеченный хлеб. Поднося его к ноздрям, он сохранил свою жизнь в течение праздничных дней. Когда же эти дни прошли (их было три), он расстался [30] с жизнью совершенно безболезненно, как сообщает 25 Гиппарх, 107 лет от роду. Мы же на него сочинили следующую эпиграмму во «Всех размерах»: «Кто такой же мудрый, кто совершил столь великое дело, Какое выполнил всезнающий Демокрит? Он в течение трех дней удерживал вступившую в его [5] дом смерть И радушно угощал ее теплыми испарениями хлебов». 30. По преданию, абдеритянин Демокрит вслед- ствие старости решил лишить себя жизни; [с этой [10] целью] он каждый день отказывался от пищи; когда же наступили дни Тесмофорий, он уступил просьбе домашних женщин не умирать во время праздника, чтобы они смогли отпраздновать; приказал поставить перед собой сосуд с медом и, вдыхая запах меда, про- [15] длил свою жизнь нужное число дней; когда же мед был унесен, он скончался. Демокрит всегда, был рад меду и на вопрос, как жить, сохраняя здоровье, отвечал: «если будешь орошать внутренности медом, а наруж- ность маслом», [20] ЗО(1). Демокрита же погубили вши. 31. Было же 6 лиц, носивших имя Демокрита. Первый — сам вышеупомянутый; второй — хиосский музыкант, современник первого; третий — ваятель, ко- торого упоминает Антигон, четвертый — Демокрит, [25] написавший об эфесском храме, а также о городе и Са- мофракии, пятый — поэт, писавший эпиграммы, ве- ликолепный растущий писатель; шестой — из Пергама, прославившийся риторическими учениями. 26 0Б ОТНОШЕНИИ К ПРЕДШЕСТВЕННИКАМ И СОВРЕМЕННИКАМ 32. Диоген Аполлонийский написал много нескла- дного, следуя то Анаксагору, то Левкиппу. [5] 33. Итак, Парменид слушал Ксенофана, его же самого Зенон, а слушателем Зенона был Левкипп, потом Демокрит. 34. Слушатель Зенона, Левкипп Абдерский, пер- вый пришел к мысли о допущении атомов. [10] 35. Учащиеся у старика Пифагора юноши Фило- лай и Эврит... Левкипп и Алкмеон. 36. Некоторые утверждают, что он <Левкипп> был учителем Демокрита. 37. И из сочинений его видно, каков он был. Ка- [15] жется, говорит Трасил, он был последователем пифа- горейцев. И самого Пифагора он упоминает в сочи- нении, носящем заглавие «Пифагор», ибо кажется, что он все заимствовал у него, и, пожалуй, можно было бы допустить, что он слушал самого Пифагора, если [20] бы тому не противоречили даты времени их жизни. Во всяком случае он слушал кого-то из пифагорей- цев, как говорит Главк Регинский, который был его современником. Также и Аполлодор Кизикен- ский говорит, что он поддерживал связь с Филолаем. [25] 38. Фаворин сообщает в своей «Истории разных вещей», что Демокрит говорил об Анаксагоре, будто мнения последнего о солнце и луне не его собствен- 27 ные, но более древние, a он присвоил их себе, и что Демокрит при этом высмеивал учения Анакса- гора о строении вселенной и об уме, будучи враждеб- но настроен к нему за то, что тот не отправился встре- чать его. Каким же образом он мог быть его слуша- [5] телем, как утверждают некоторые? 39. В том же самом письме Эпикур говорит, что софист Протагор из носильщика корзин и дров стал сперва писцом у Демокрита. Удивленный ка- ким-то особенным способом увязывания дров, Де- [10] мокрит взял его к себе и обучал его в какой-то де- ревне чтению и письму, что послужило началом устремлениям Протагора к занятиям и мудрости. 40. Софист Протагор, ученик Демокрита, у себя ва родине поддерживал также связь с персидскими [15] магами во время похода Ксеркса на Грецию. 41. Демокрит, как он сам говорит в «Малом диа- космосе», был еще молод, когда Анаксагор был уже стар. Он был моложе Анаксагора на 40 лет. Он го- ворит, что «Малый диакосмос» был написан им в [20] 730 году после взятия Трои. Должно быть, он родился (как сообщает Апполодор в «Хрониках») в 80-ю олимпиаду <460—457 до н. э.> или, — как сооб- щает Трасил в сочинении, носящем заглавие: «Преди- словие к книгам Демокрита», — в третий год 77-й олим- [25] пиады <470—469 до н.э.>, будучи на год старше Со- крата. Итак, он, пожалуй, был современником Архе- лая, ученика Анаксагора и последователей Энопида. И действительно он упоминает последнего. 28 42. Упоминает он <Демокрит> также и учение еб едином последователей Парменида и Зенона, как пользовавшихся особенной известностью при нем, а также и абдерита Протагора, который, по общему [5] признанию, был современником Сократа. 43. Аристоксен же в своих «Исторических памят- никах» утверждает, что Платон задался целью сжечь все сочинения Демокрита, какие только он мог собрать, но пифагорейцы Амикла и Клиний помешали [10] ему, указав ему, что это бесполезно. Дело в том, сказали они, что уже у многих имеются эти книжки. А ведь это очевидно. Ибо Платон, упоминающий почти всех древних, нигде не упоминает Демокрита; не упоминает его даже там, где ему следовало бы [15] что-нибудь возразить Демокриту; поступает он так, очевидно зная, что у него состязание было бы в этом случае с самым лучшим из философов. По крайней мере Демокриту воздает хвалу Тимон следующим об- разом: «Это высокомерного Демокрита, пастыря слов, [20] говоруна, рассматривающего вещи с обеих сторон, я узнал в числе первых». 44. Если только «Соперники в любви» принадле- жат Платону, говорит Трасил, то Демокрит и есть тот присутствующий, но никак не названный и не [25] принадлежащий к ученикам Энопида и Анаксагора, участвующий в беседе с Сократом о философии,— тот, которому философ представляется похожим ца упражняющегося в пятибории, ибо в философии он действительно был победителем пятиборья. Так он 29 разрабатывал физику и этику, а также математику и науки, входившие в круг общего, популярного образования, и кроме того имел всевозможный опыт в области искусств. 45. [Гиппократ] был учеником сперва своего [5] отца, затем селимбрийца Геродика и леонтинца Горгия, ритора и философа, по некоторым же свиде- тельствам он был учеником абдеритянина Демокрита. И в самом деле юность Гиппократа совпадает со ста- ростью Демокрита. [10] 46. Заметив, что он [Диагор] от природы пре- красно одарен, абдеритянин Демокрит выкупил его, бывшего рабом, за 10 тыс. драхм и сделал его своим учеником. Тот занялся также лирикой. По возрасту он был моложе Пиндара и Бакхилида, но старше Me- [15] ланиппида. Итак, расцвет его [Диагора] деятель- ности пришелся на 78-ю олимпиаду <468-465 до н. э>. 47. Если же верить Посидонию, то и учение об атомах является древним; оно принадлежит Моху [20] Сидонскому, жившему до Троянской войны. 48. Демокрит же и Эпикур [учат об] атомах, если только не следует считать это учение более древ- ним, именно, как говорит стоик Посидоний, идущим от некоего финикийца Моха, [25] 49. Некоторые говорят, что занятие-философией началось у варваров... и что у них были философы: финикиянин Мох, фракиец Замолксис и ливиец Ат- лант. 30 СОЧИНЕНИЯ ДРЕВНИХ О ДЕМОКРИТЕ 50. Книга Аристотеля: "О Демокрите". 51. [Каталог сочинений Аристотеля] «Проблемы из сочинений Демокрита», две книги. [5] 52. [Каталог сочинений Теофраста] «О Демокри- те», одна книга. «Об астрологии Демокрита», одна книга. 53. [Каталог сочинений Гераклида Понтийского] «О природе и об идолах (образах) против Демокрита», [10] [Там же] «Комментарии против Демокрита», одна книга. 54. [Книга] Эпикура: «Против Демокрита». 55. [Каталог сочинений эпикурейца Метродора] «Против Демокрита» . [15] 56. [Каталог Клеанта]; «Против Демокрита». 57. [Каталог Сфера]: «О мельчайших телах, про- тив учений об атомах и идолах (образах)». 58. [Перечень сочинений] Каллимаха: «Список неупотребительных слов и перечень сочинений Демок- [20] рита» (из Гезихия). 59. Грамматик Гегесианакс, Написавший «О языке Демокрита» одну книгу и о «Поэтических выраже- ниях» (из Гезихия). 31 СОЧИНЕНИЯ ДЕМОКРИТА 60. Демокрит: Подлинных книг его две: «Великий диакосмос» и «О строении природы». Им написаны и письма (Из Гезихия). 61. Сочинения Демокрита в тетралогическом по- [5] рядке у Трасила. Книги его Трасил записал по порядку, располо- жив их, как и сочинения Платона, по тетралогиям. Эпические сочинения его следующие: I. 1) Пифагор. 2) О душевном состоянии мудреца. 3) О [10] том, что после смерти. 4) Тритогенейя (это название указы- вает на то, что из нее происходят три вещи, включающие в себя все человеческое). II. 1) О качестве хорошего человека или добродетели [15] 2) Рог изобилия. 3) О хорошем расположении духа. 4) Эти ческие записки, [число книг не указано]. Что касается сочи- нения: «Счастье», то такого нет [среди его сочинений]. Вот- каковы этические сочинения Демокрита. Физические же сочинения его следующие: III. 1) Великий диакосмос (это сочинение последователи [20] Теофраста приписывают Левкиппу). 2) Малый диакосмоо. 3) Космография. 4) О планетах. IV. Первая [книга] о природе. 2) Вторая [книга] о при- роде человека [или о теле]. 3) Об уме. 4) Об ощущениях (некоторые наряду с этим заглавием дают последнему сочи- [25] нению также заглавие «О душе»). V. 1) О вкусах. 2) О цветах (47). 3) О различии форм (атомов). 4) О взаимно изменчивых формах. VI. 1) Подтверждения (а именно доказательства, подкреп- ляющие ранее сказанное). 2) Об идолах (образах) или о про- [30] 32 видении. 3) О законах логики, три книги. 4) Спорные воп- росы (число книг не указано). Таковы сочинения его по физике. Не включены же в тетралогии следующие сочи- [5] нения: 1) Причины небесных явлений. 2) Причины воздушных явлений. 3) Причины земных явлений. 4) Причины, относящиеся к огню и явлениям в огне. [10] 5) Причины, относящиеся к звукам. 6) Причины, относящиеся к семенам, растениям и пло- дам. 7) Причины, относящиеся к животным три книги. 8) Причины смешанного рода. [15] 9) О камне. Таковы его сочинения, не включенные в тетралогии. Математические же сочинения его следующие: VII. 1) О различии понимания или «О касании круга и шара». 2) О геометрии. 3) Геометрические исследования [20] (число книг не указано). 4) Числа. VIII. 1) Об иррациональных линиях и телах, две книги. 2) О перспективе. 3) Мировой год или астрономия, с при- ложением астрономического календаря. 4) Состязание клеп- сидры (?). [25] IX. 1) Описание неба (уранография). 2) География. 3) Описание полюсов (полография). 4) Учение о лучах (акти- нография). Вот и все его математические сочинения. Филологические сочинения его следующие: [30] X. 1) О ритмах и гармонии. 2) О поэзии. 3) О красоте стихов. 4) О благозвучных и неблагозвучных звуках. XI. 1) О Гомере или правильном произношении и непо- нятных словах. 2) О пении. 3). О глаголах. 4) Об именах (число книг не указано). [35] Вот и все филологическое сочинения его. Сочинения же, относящиеся к [техническому] искусству, следующие: XII. 1) Прогноз. 2) Об образе жизни или диэтетика. 3) Врачебная наука. 4) Причины неблагоприятных и благо- [40] приятных симптомов. 33 ХII. 1) О земледелии и землемерии. 2) О живописи. 3) Военная тактика и 4) Об искусстве сражаться в тяжелом вооружении. Вот сколько сочинений этого рода. Некоторые [сверх этого] включают особо [не рас- [5] полагая в тетралогии] еще следующие сочинения из его «Записок»: 1) О священных книгах в Вавилоне. 2) О священных книгах в Мерое. 3) Плавание по Океану. 4) Об истории. 5) Халдейское учение. 6) Фригийское учение. 7) О лихорадке [10] и кашле. 8) Причины, касающиеся законов. 9) Сделанное человеческими руками или проблемы. Все же остальные сочинения, которые припи- сываются ему некоторыми, или, как одни, состав- лены по его сочинениям, или же, по общему при- [15] знанию, ему не принадлежат, как другие. Вот какие у него сочинения и вот сколько их. 62. [Сочинение Демокрита:] «Об идеях». 63. [Сочинение Демокрита:] «О цели». 64. [Сочинение Демокрита:] «Наставления». [20] 65. [Сочинение Демокрита:] «Пифагор». 66. То же самое раньше было сказано в «Великом диакосмосе», который, говорят, принадлежит Лев- киппу. И до такой степени он открыто присваивает себе чужие учения, что не только в «Малом диакос- [25] мосе» излагает все то, что находится в «Великом»... 66a. [Сочинение Левкиппа:] «Об уме». ПРИМЕЧАНИЯ 1. Диоген Лаэртский, «Биографии философов», кн. IX; § 41 и §30 (о Левкиппе), см. Die Fragmente der Vorsokratiker, 4 Аufl., Вrl. 1922, II том. стр. 12, строки 3O-34 (в даль- нейшем всюду сокращенно Диог. Л. IX, 41 FVS4, II, 12, ЗО- 34). 2. Свида, «Lexic.», FVS2, З52,44 сл. Гиппократ тут изображается как ученик Демокрита. По предположению Дильса, ошибка Свиды или его оригинала заключалась в неверном истолковании заметки на полях "и врач Гиппократ",: где не подразумевалось «был учеником Демокрита», и эта ошибка привела к множественным числом слова «ученик». 3. Аэций, I, 3, 16, см. Doxographi Graeci collegit... Н. Diels, Edit.iter., 1929, стр.285 (в дальнейшем всюду со- кращенно Dox. 285). 4. Евсевий., «Chronica»,. ed, A. Schoene, a) Cyrrilus, "C. Jul", ed. Spanh. FVS, II(2), 353, 14. Свидетельства заимствованы из Евсевия. Евсевий Пам- фил (263-340) - один из первых историков церкви, написав- ший «Хронику» (от начала мира до 20-го года царствования Константина), известную сперва в большом пересказе Иеро- нима, пока не был найден ее армянский перевод. Сочине- нидми Евсевия пользовался в своих поучениях другой пред- ставитель церковной истории - Кирилл (315-386). 5. Chronicon Paschale ed. Dind. FVS4, II, 14,20. 6. Диодор Сицилийский,