1. Руткевнч М. Н., Лойфман И. Я. Диалектика и теория познания. - М.: Мысль, 1994. - 383 с. ВВЕДЕНИЕ Философия - одна из важнейших областей духовной жизни общества. В центре ее внимания находится человек в его многообразных отношениях к окружающей нас природе и обществу. Попытки осознания человеком своего места в мире столь же стары, как само человечество. По философия как логически последовательная система представлений появилась - на первых порах как единственная и всеобъемлющая наука - вместе с письменностью на заре цивилизации в Китае, Индии, странах Среднего Востока и Средиземноморья несколько тысячелетий назад и достигла расцвета в античной Греции в середине первого тысячелетия до н. э. Через римскую культуру и христианство древнегреческая философия оказала решающее влияние на последующее развитие философской мысли в Новое время в Европе и продолжает его оказывать по сей день на всю мировую культуру. Не случайно термин "философия" вошел во все языки и в переводе с древнегреческого означает "любовь к мудрости". Прогресс философской мысли определяется не только полученным от предшествующих поколений идейным наследием, но и, главным образом, материальным прогрессом общества и обусловленным им усложнением форм организации общественной жизни. Если бы не было научного прогресса и неразрывно с ним связанного прогресса в технологии, то философия и в наши дни продолжала бы пребывать в плену наивных представлений (и одновременно гениальных догадок) о сущности мира, которые можно найти у древних. В предлагаемой книге авторы не ставят своей целью хотя бы кратко изложить историю философской мысли и отсылают читателя к специальным трудам, в том числе учебного характера. Здесь же приводятся отдельные мысли выдающихся философов прошлого в качестве иллюстраций, призванных сделать более наглядным логически последовательное изложение диалектики и теории познания. Эти две области философского знания теснейшим образом связаны друг с другом, что и дает право рассматривать их совместно. Для правильного понимания места диалектики и теории познания в структуре философского знания представляется необходимым кратко сказать об изменении предмета философии в ходе ее исторического развития. Процесс отпочкования конкретных наук от единой науки-философии начался еще в древности, но интенсивно он стал развиваться с эпохи Возрождения в Европе. И хотя И. Ньютон триста лет назад назвал свое основное произведение "Математические основания натуральной философии", именно в нем были изложены открытые им законы механики, а также основы дифференциального и интегральною исчисления. В настоящее время процесс дифференциации научного знания продолжается. Он захватывает и саму философию, конституировавшуюся в самостоятельную область знания и ставшую весьма сложной по своей структуре. Сердцевиной, ядром этой системы являются проблемы, которые носят название онтологических и гносеологических (от греч. "онтология" - наука о бытии, "гносеология" - наука о познании). Начиная с Гегеля, под диалектикой понимают наиболее общую теорию развития, предметом которой (выступают общие законы процесса развития, деиствующие в объективном мире и в человеческом познании. Следовательно, диалектика является одновременно теорией онтологической и гносеологической. Гносеология же опирается на диалектику, изучая во всех многообразных аспектах наше сознание в его отношении к окружающему миру и его развитие. '"* В понимании взаимосвязи онтологии и гносеологии, диалектики и теории познания мы исходим из вполне определенного, а именно диалектико-:материалистического ответа на основной, высший вопрос философии: об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе. Последовательно материалистическое решение первой (онтологической) стороны этого вопроса означает признание наших мыслей и чувств определенной функцией нервной системы, в том числе мозга, а тем самым тела человека и далее, всей природы, частью которой мы являемся. Такова необходимая, но недостаточная предпосылка для последовательно материалистического решения второй (гносеологической) стороны этого вопроса, т. е. признания принципиальной познаваемости мира во всех его проявлениях на Земле и в Космосе, включая физиологические механизмы психической деятельности человека, Последовательное проведение материалистической линии в гносеологии невозможно без признания диалектического характера познавательной деятельности и, что особенно важно, ее взаимодействия с практической, материальной деятельностью людей по изменению мира. Именно практика является "связующим звеном" между миром и сознанием человека. Теория познания призвана всесторонне исследовать роль практики в познании и на этой основе объяснить самую удивительную способность сознания человека - предвидеть ход событий и, более того, в соответствии со своими потребностями создавать новое в технике и в общественных отношениях. Авторы являются сторонниками диалектического материализма и последующим изложением постараются убедить читателя в том, что в диалектике и теории познания именно это философское учение подтверждается историческим развитием науки и соответствует ее современному состоянию. Рассматриваемые ниже проблемы не исчерпывают философское знание. Исходя из так или иначе решаемых онтологических и гносеологических проблем, философы обращаются к природе, обществу, мышлению человека, его переживаниям, внутреннему, духовному миру. Так, вместе с естествознанием и на его основе получили развитие философские науки, обобщающие идеи основных его областей, каковыми выступают физика, биология, космология и т. д. Вместе с общественными науками и на их основе получили развитие философия истории, социальная философия, философия политики, философия права и т. д. Кроме того, будучи наукой, философия - и это надо особо подчеркнуть -есть вместе с тем определенная область общественного сознания, духовной жизни, тесно связанная с другими его областями - нравственностью, религией, искусством; философия должна объяснить их сущность с общих мировоззренческих позиции. На стыке этих сфер духовной жизни и упомянутого выше "ядра" философии возникли столь важные ее разделы, как философия морали - этика, философия искусства (точнее говоря, художественного отражения реальности) - эстетика, философия религии, философия науки. Наконец, существуют также науки о сознании и мышлении - психология и логика, которые в XX в. в основном уже обособились от философии. Но самые общие их проблемы - о психическом во всех его проявлениях как свойстве определенным образом организованной материи, об отражении сознанием внешнего мира, о соотношении законов, по которым совершается процесс мышления, с общими законами связи в предметном мире, - были и остаются вопросами философскими. Взаимоотношение упомянутых разделов философии, или иначе, "философских наук, с ядром философии является диалектическим. С одной стороны, основные идеи онтологии и "Гносеологии обогащаются в ходе развития частных философских наук и стоящей "за ними" совокупности наук о природе, обществе и сознании. С другой стороны, материалистическая диалектика и гносеология (сознательно или стихийно) являются для частных философских наук и, далее, для всех областей знания научным методом познания. Мировоззренческая функция философии, объяснение мира в его главных чертах, понимание законов его движения и развития и путей познания служат основой для использования философии в целях изменения мира в практической деятельности людей. Практическая деятельность предполагает выдвижение идеальных целей, стало быть, решение мышлением все новых и новых задач. Как же должен идти процесс мышления для того, чтобы оно ставило перед практикой реальные, выполнимые цели? Основной предпосылкой является признание объективного характера законов окружающего мира и их более или менее полного отражения в нашей голове (теория познания) и признание того факта, что основные законы мышления и его развития совпадают с основными законами бытия и его развития (диалектика). Поражение бюрократического социализма в странах Восточной Европы и в нашей стране вызвало к жизни волну критики в адрес марксизма, поскольку правящие партии официально руководствовались марксистско-ленинской теорией. Многие, включая и числившихся недавно его теоретиками, торопятся объявить марксизм во всех его частях и выводах устаревшим течение; мысли, принадлежащим якобы XIX и исчерпавшим себя 6 к концу XX в., поскольку в передовых странах начался переход к так называемой постиндустриальной стадии общественного развития. Но эта критика по сути дела направлена против догматизированного марксизма, на заповедях которого строилась заведшая в тупик политика государственно-бюрократического строя. Для правильного понимания ситуации необходимо отличать социалистическую идею и ее научное обоснование от политического вывода об обязательности диктатуры пролетариата как единственного пути установления социализма; видеть разницу между трудовой теории стоимости, учением о прибавочной стоимости как исторически определенной форме прибавочного продукта и отрицанием действия закона стоимости при социализме как и факта присвоения прибавочного продукта бюрократической верхушкой. Пороки системы планирования в СССР не могут поколебать тезиса о необходимости возрастания планомерности как ограничителя необузданной стихии рыночных отношений и эксплуатации. Особое внимание необходимо обратить на соотношение преемственности и обновления в самой фундаментальной части марксизма - в его философии, которая также была до крайности догматизирована при господстве административно-командной системы. Создателями этой философии К. Марксом и Ф. Энгельсом неоднократно подчеркивалась революционно-критическая сущность диалектики, к которой полностью относится ее же тезис об отмирании старого и появлении нового. Ф. Энгельс заметил, что с каждым новым великим открытием в естествознании материализм должен менять свою форму. Совершенно очевидно, что натурфилософские идеи, развитые Энгельсом в 70-80-е годы прошлого века, сегодня устарели, равно как и многие положения, выдвинутые В. И. Лениным в начале XX в., когда революция в физике только начиналась. В своей современной форме диалектический материализм опирается на идеи теории относительности, на новое понимание бесконечности Вселенной, на практике использования ядерных процессов и освоения Космоса; на генную теорию наследственности и практику генной инженерии; на теорию информации и практику компьютеризации общества; на учение о геобиосфере и практику (пока еще весьма скромную) управления экологическими процессами. В равной мере он стремится 7 дать философское обобщение нового исторического опыта общественной жизни в нашем веке - веке величайших потрясений и трагедий и вместе с тем веке, к концу которого появилась надежда на возможность устранения войны из жизни общества и избавления всего человечества от голода, нищеты и болезней. Философия диалектического материализма, по нашему убеждению, является высшим достижением философской мысли. Начатая работа по ее очищению от догматических представлений должна быть продолжена? Частные ее выводы устаревают и должны пересматриваться, в то время как основные положения, доказанные всем историческим развитием науки и практики, должны обогащаться и конкретизироваться. Нет сомнений в том, что не подлежат отмене законы классической механики и гелиоцентрическая теория строения Солнечной системы; и та и другая стали ядром более общих теорий движения тел, и поэтому никому из естествоиспытателей не приходят в голову сомнения в и относительной истинности. В философии дело обстоит несколько иначе. Существует немало философских направлений, ограничивающихся анализом переживаний человека либо противостоящих науке с позиций того или иного религиозного вероучения. К этим направлениям мысли должно относиться с уважением, тем более что в таких областях философского знания, как этика и эстетика, либо в частных вопросил они могут содержать немало достойного внимания. Но для людей, собирающихся посвятить СВою жизнь науке либо непосредственно опираться на нее в различных областях практической деятельности, таких, как техника, агрономия, медицина, преподавание связи наук и т. д., нужна философия, прямо и открыто опирающаяся на достижения всех наук и стремящаяся вооружить, человека научным мировоззрением и методом познания. 8