Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. А.1. История. А. 2. О производстве сознания //Собр. соч. Т.3. С.26-49. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Там же. С.1-4. К. МАРКС ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ11 Главный недостаток всего предшествующего материализма - включая и фейербаховский - заключается в том, что дpeймeФт-~йeйcтвптeльиocть, чувственность берётся только_ в формеобъекта," 'иливформесозерцания, а не как _че-~Ловеческая~~ чувственнаядеятельности, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не' знает действительной, чувственной деятельности как таковой. Фейербах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно отличными от мысленных объектов, но самоё человеческую деятельность он берёт не как предметную деятельность. Поэтому в "Сущности христианства" он рассматривает, как истинно "человеческую, только теоретическую деятельность, тогда как практика берётся и фиксируется только в грязно-торгашеской форме её проявления. Он не понимает поэтому значения "революционной", "практически-критической" деятельности. 2 Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление^ пред-метноиистднвостью, - вовсе не вопгюс.теодии, а практический вопрос. Впрактике-должен доказать человек истинность, т. еП действительность и_мощь, посюсторонность своего мышления.! 2 -- _nmU Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос. Qci^U^i 3 Материалистическое учение";о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств д изменённого воспи-тания,\- это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. . Оно неизбежно поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых возвышается над обществом (например, у Роберта Оуэна). " - Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика.': 4 Фейербах исходит из факта религиозного самоотчуждения, из удвоения мира на религиозный, воображаемый мир__и_дей-ствительный мир. И он з^нят тем, что сводит религиозный мир к его земной основе. ^ Он не замечает, что после выполнения этой работы главное-то остаётся ещё не сделанным. А именно, _JO обстоятельство, что земная основа отделяет себя: от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство, может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы. \,Следовательно, последняя, во-первых, сама должна быть понята в своём противоречии, а затем практически революционизирована путём устранения этого противоречия. Следовательно, после того как, например, в земной семье найдена разгадка тайны святого семейства, земная семья должна сама быть подвергнута теоретической критике и практически революционно преобразована. 5 Недовольный абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувствелцом^__созерцанию; но он рассмахрд.вает_чувствен- ность не как. практическгро^вловеческа-чувс^веннуюДеЯТеЛЬ-HOCIfr.-т-,,. ~"~ ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, 'Присущий "отдельному индивиду.* В своей действительности ода есть совокупность всех общественных отяощений.^ -' "7 Фе'иер0ах^Который не-занимается критикой этой действительной сущности, оказывается поэтому вынужденным: 1) абстрагироваться от хода истории, рассматривать религиозное чувство [Gemut] обособленно и предположить абстрактного- изолированного - человеческого индивида; 2) поэтому у него человеческая сущность может рассматриваться только как "род", как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами. Поэтому Фейербах не видит, что "религиозное чувство" само есть общественный продукт и что абстрактный индивщ вергаемыи им анализу^ в действительности принадлежит' коире-делённой общественной ^орме^ Общественная жизнь является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят своё рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики. Самое большее, чего достигает созерцательный материализм,*"") т. е. материализм, который понимает чувственность не как / практическую деятельность^ это - созерцание им отдельных \ индивидов в "гражданском обществе". -^ 2 м. и э" т. з 4 10 Точка зрения старого материализма есть "гражданско " общество; точка зрения нового материализма есть человеческие общество, или обобществившееся человечество... 11 Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его. Написано К. Марксом весной ISiS в. Печатается по тексту издания 1S8S г., Впервые опубли^ано Ф. дильсом сверенному с рукописью К. Маркса в isss г. Перевод с немецкого в приложении к отдельному изданию его работы "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философию 26 Там, где прекращается -спекулятивное мышление, - перед лицом действительной жизни, - там как раз и начинается действительная положительная наука, изображение практической деятельности, практического процесса развития людей. Прекращаются фразы о сознании, их место должно занять действительное знание. Изображение действительности лишает самостоятельную философию её жизненной среды. В лучшем случае её может заменить сведение воедино наиболее общих результатов, абстрагируемых из рассмотрения исторического развития людей. Абстракции эти сами по себе, в отрыве от реальной истории, не имеют ровно никакой ценности. Они могут пригодиться пишь для того, чтобы облегчить упорядочение исторического материала, наметить последовательность отдельных его слоев. Но, в отличие от философии, эти абстракции отнюдь нэ дают рецепта или схемы, под которые можно подогнать исторические эпохи. Наоборот, трудности только тогда и начинаются, когда приступают к рассмотрению и упорядочению материала - относится ли он к минувшей эпохе или к современности, - когда принимаются за его действительное изображение. Устранение этих трудностей обусловлено предпосылками, которые отнюдь не могут быть даны здесь, а проистекают лишь из изучения реального жизненного процесса и деятельности индивидов каждой отдельной эпохи. Мы выделим здесь некоторые из этих абстракций, которыми мы пользуемся в противоположность идеологии, и поясним их на исторических примерах. [1.] ИСТОРИЯ Имея дело со свободными от всяких предпосылок немцами, мы должны прежде всего констатировать первую шюддосмлку всякого человеческого сущсстиопошш;-тгслед!Тватсльпо п веяной истории, а именно ту предпосылку, что люди должны иметь А возйежвоеть жй^ь .чтобы _быть в состоянии "делать историю"^ Но для жизни нужны^прежде BCCI'O нища "fT пить?; ягиЛШце, одежда и ещё кое-что. Итак, первый исторически!^ акт, это - производство средств, необходимых ~для удовлетворения этих потребностей, цроизи1гдс'1'во'^амой материальной жизни.Притом эттгтакое историческое дело, такое основное условие всякой истории, которое (ныне так же, как и тысячи лет тому назад) должно выполняться ежедневно и ежечасно - ужо для одного того, чтобы люди могли жить. Даже если чувственность сводится, * Пометка Маркса на полях: "Гегель. Геологические, гидрографические и т. д. условия. Человеческие тела. Потребность, труд". Ред. 27 как у святого Бруно, к такому минимуму, как дубинка, - она предполагает деятельность, направленную к производству этой дубинки. При уяснснип всякой исторической действительности необходимо поэтому первым делом учесть указанный основной факт во всём его значении и объёме и предоставить ему то место, которое он заслуживает. Немцы, как известно, никогда этого не делали, и поэтому у них никогда не было ' земной основы для истории, а отсюда и не было никогда ни од-н^гсГисторика. Французы и англичане, хотя они и крайне односторонне понимали связь этого факта с так называемой историей, -в особенности, поскольку они находились в плену политической идеологии, - всё же" сделали первые попытки дать историографии материалистическую основу, впервые написав истории гражданского общества, торговли и промышленности. Второй факт^состоит в том, что сама удовлетворённая первая потребность, действиа-^доБлеткорения и уже приобретённое орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, и этопоро-ждение новых потребностей является первым историческим а^о_м7'0тсгода сразу становится ясно, чьим духовным детищем является великая историческая мудрость немцев, которые считают, что там, где им не хватает положительного материала и где нет места для теологической, политической или литературной бессмыслицы, там нет и никакой истории, а имеется лишь "предисторическое время"; при этом мы не получаем никаких разъяснений относительно того, как совершается переход от этой бессмысленной "предистории" к собственно истории. Впрочем, с другой стороны, их историческая спекуляция особенно охотно набрасывается на эту "предисторию", потому что тут они считают себя обеспеченными от вторжения "грубого факта" и вместе с тем могут дать полную свободу своему спекулятивному влечению, создавая и разрушая гипотезы тысячами. Третье отношение, с самого начала включающееся в ход исторического развития, заключается в том, что 1люди, еже-дневно заново производящие свою собственную жизнь, начи-на10т~произниди'1Ь др^ушА. людей, размножаться: это - отно-шение между мужем и женой, родителями и детьми, \селш^ Эта семья, которая вначале была единственным социальным отношением, впоследствии, когда умножившиеся потребности порождают новые общественные отношения, а размножившееся население - новые потребности, становится (исключая Германию) подчинённым отношением и должна тогда рассматриваться и изучаться согласно существующим эмпирическим 28 данным, а не согласно "понятию семьи", как это делают обыкновенно в Германии *. Впрочем, эти три стороны социальной деятельности следует рассматривать не как три различные ступени, а именно лишь как три стороны, или - чтобы было понятно немцам - как три "момента", которые совместно существовали с самого начала истории, со времени первых людей, и которые имеют силу в истории ещё и теперь. Итак, производство жизни - как собственной, посредством труда, так и чужой, посредством рождения - появляется сразу в качестве двоякого отношения: с одной стороны^в качестве естественного, а с другой - в качестве общественного отношениям общественного в том смысле, что имеется в виду сотрудничество многих индивидов, безразлично при каких условиях, .каким образом и для какой цели. Отсюда следует, что определённый способ производства или определённая промышленная ступень f всегда связаны с определённым способом совместной деятельности, с определённой общественной ступенью, - самый этот способ совместной деятельности есть "производительная сила",' - чтоюовокупность доступных людям производительных сил обусловливает общественное состояние и что, следовательно, ."историю человечества" всегда необходимо угдучптт. и рр^рн^я-тив5ть^^вязи_с"ийюрае"-цромышлвныисти и-ебмена.^ Но ясно также и то, что в Германии такая история не может быть написана, так как немцам для этого не хватает не только способности понимания и материала, но и "чувственной достоверности"; а по ту сторону Рейна нельзя приобрести никакого опыта насчёт этих вещей потому, что там не совершается более никакой истории. Таким образом, уже с самого начала обнаруживается материалистическая связь людей между собой, связь, которая обусловлена потребностями и способом производства * Жплпщное строительство. Само собой разумеется, что у дикарей каждая семья имеет свою пещеру или хижину, как у кочевников - отдельный шатёр. Втэ раздельное домашнее хозяйство становится ещё более необходимым вследствие дальнейшего развития частной собственности. У земледельческих народов общее домашнее хозяйство так же вевозмоя;но, как и общее асмледелие. Большим шагом вперёд была востгойка городов. Однако во все прежвпе периоды уничтожение оСоссбленного хозяйства, неотделимое от уничтожения частной собственности, было уже потому вевозможно, что для этого не было ещё материальных условий. Организация общего домашнего хозяйства предполагает развитие машин, использование сил природы и многих иных производительных сил, например водопровода, газового освещения, парового отопления и т. д., устранение [противоположности] города п деревни. Без этих условий само общее хозяйство, в свою очередь, не станет повой производительной силой, будет лишено всякого материального базиса, будет основываться на чисто теоретической основе, т. е. будет простой причудой и приведёт лишь и монастырскому хозяйству. - Что оказалось ещё возможным, так это концентрация в городах и постройка общих зданий для различных определённых целей (тюрьмы, казармы и т. д.). Само собой разумеется, - упразднение раздельного хозяйства не отделимо от упраэд-вешщ [Authebung] семьи. 29 и так же стара, как сами люди, - связь, которая принимает всё новые формы, а следовательно представляет собой "историю", вовсе не нуждаясь в существовании какой-либо политической или религиозной нелепости, которая ещё сверх того соединяла бы людей. Лишь теперь, после того как мы уже рассмотрели четыре момента, \четыре стороны первоначальных, исторических--отношений^ мы находим, что человек обладает также7" "сознанием" *. ' "Но и им человек обладает в виде "чистого" сознанйя'не с йамего-начала. На "духе" с самого начала лежит проклятие - быть "отягощённым" материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков - словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание: язык есть практическое, существующее и для. других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, яяыкпраникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми **. Там^где существует какое-нибудь отношение, оно существует для меня; животное не "относится" ни к чему и вообще не "относится" ; для животного его отношение к другим не существует как отношение. Сознание, следовательно, с самого начала есть общественный продукт и остаётся им, пока воооще существуют люди. Сознание, киыични, uc'ib вначале осознание блцжсиццей чувственно 'в7УСТГринимаемдй_ среды д осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы, которая первоначально противостоит лЮдям как совершенно чуждая, всемогущая и неприступная сила, к которой люди относятся совершенно по-животному и власти которой они подчиняются, как скот; следовательно, это - аисто животное осознание природы (обожествление природы). Вдёй, сразу видно,' что это обожествление природы или это определённое отношение к природе обусловливается формой общества, и наоборот. Здесь, как И повсюду, тождество природы и-человека "овяарутивается также и в том, что ограниченное отношение людей к природе обусловливает их ограниченное отношение друг к другу, а их ограниченное отношение друг к Другу - их ограниченное отношение к природе, и именно потому, что природа ещё почти не видоизменена ходом * Пометка Маркса на пол^х: "Люди имеют историю потому, что они должны проиааодить свою жизнь, и притом определённым образом. Это обусловлено их физической организацией, так же как и их сознание". Ред. ** Далее в рукописи перечеркнуто; "Моё отношение к моей среде есть .ков сознание". Рев. 30 истории; но с другой стороны, дознание необходимости вступить в сношения с окружающими индивидами является началом осознания того, что человек вообще живёт в обществе/ Начало это носит столь же животный характер, как и сама общественная жизнь на этой ступени; это - чисто стадное сознание, и человек отличается здесь от барана лишь тем, что сознание заменяет , ему инстинкт, или же, - что его инстинкт осознан. Это баранье, o пли ^племенное. сознание получает своё дальнейшее развитие, благодаря росту производительности, росту потребностей и лежащему "B'TycHOT'e^roro и друтппГ^ростуБЖ^ЁИИЯ. Вместе с этим развивается и разделение труду, которое вначале было лишь разделением труда в половом акте, а потом - разделением труда, совершавшимся само собой или "естественно возникшим" благодаря природным задаткам (например, физической силе), потребностям, случайностям и т. д. и т. д. разделение труда ^ ' становится действительным разделением лишь с того момента, когда появляется разделение материального и духовного труда "г? С этого момента сознание может действительно вообразить'ч'ебе, что оно нечто инее, чем осознаниесушествуюшей практщ^и,, что оно/может действительно пр_едставлять...србе что-иибудь, не прядймнляя себе чего-нибудь действительного, - с этого момента. созмни.й-^д^состояшш эмансипироваться от мира и перейти к образованию "чистой" теории, теологии, философии, мо^ади-ц-т. д. Но если даже эта теория, теология, философия, мораль и т. д. вступают в противоречие с существующими отношениями, то это може.т.пропсходпть лишь благодаря тому, что существующие общественные отношения вступили г> в противоречие с существующей производительной силой. '. Впрочем, в пределах отношений определённой нации это может произойти также благодаря тому, что противоречие обнаруживается не в данных национальных рамках, а между данным национальным сознанием и практикой других наций **, т. е. между национальным и всеобщим сознанием той или другой нации (как это в настоящее время имеет место в Германии). Впрочем, совершенно безразлично, что предпримет само по себе сознание; из всей этой дряни мы получаем лишь один вывод, а именно, что три указанных момента - производительная ^сила, общественное состояние и сознание - могут и должны^_^, Еступить--в-т1ротЦнр{ЦШ1Ш11руг' с upvTOM^Ji^wJwOeAemie^JnfWff^i^ o Пометка Маркса на полях; "С атим совпадает первая форма идеологов, ". Гед. *' Пометка Ыаркса на полях; "Религия. Немцы с идеологией как таковой". Ред. делает возможным - более того: действительным, - что ду-.ховная и материальная деятельность, наслаждение и труд, производство д-яетртбление выпадаютна долю различных индивидов ;, добиться того, чтобы они не вступали друг с другом в противоречие, возможно только путём устранения разделения труда. Впрочем, само собой разумеется, что "призраки", "узы", "высшее существо", "понятие", "сомнение" являются лишь идеалистическим, духовным выражением, представлением мнимоизо-лированного индивида, представлением о весьма эмпирических путах и границах, внутри которых движется способ производства жизни и связанная с ним форма общения. Вместе с разделением труда, содержащим все эти противоречия и покоящимся, в свою очередь, на естественно возникшем разделении труда в семье и на распадении общества на отдельные, противостоящие друг другу семьи, - вместе с этим разделением труда дано и распределение, являющееся притом - как количественно, так и качественно - неравным распределением труда и его продуктов; следонате.ттт,т^Г п,яця ч <'ибствшшисть, зародыш и первоначальная форма которой имеется уже в семье, где жена и дети - рабы мужчины. Рабство в семье - "правда, ещё очень примитивное и скрытое - есть первая собственность, которая, впрочем, уже и в этой форме вполне соответствует определению современных экономистов, согласно которому собственность есть распоряжение чужой рабочей силой. Впрочем, разделение труда и частная собственность, это - тождественные выражения: в одном случае говорится по отношению к деятельности то же самое, что в другом - по отношению к продукту деятельности. Далее, вместе с разделением труда дано и противоречие между интересом отдельного индивида или отдельной семьи и обпПШ" интересом всёх^индивидов, находящихся в общений друг"с другом; притом этот общий интерес существует не только в представлении, как "всеобщее", но прежде всего он существует в действительности в качестве взаимной зависимости индивидов, между которыми разделён труд. И наконец, разделение труда даёт нам также и первый пример того, что пока люди находятся в стихийно сложившемся обществе, пока, следовательно, существует разрыв между частным и общим интересом, пока, следовательно, разделение деятельности совершается не добровольно, а стихийно,-собственная деятельность человека становится для него чуждой, противостоящей ему силой, которая угнетает его, вместо того чтобы он господствовал над ней. Дело в том, что как только появляется разделение труда, каждый приобретает свой определённый, исключительный круг